Техники психодрамы

Мласко Э.: Вспомогательное Я в юнгианской психодраме

Элизабет МЛАСКО

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ-Я В ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОДРАМЕ

Перевод Алены Манацковой

Методические материалы Морено-Фестиваля 2002.

// Психодрама, социометрия и прикладная психология. Материалы второй международной научно-практической и учебной конференции  по психодраме и социометрии (Морено-Фестиваль 2002). Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2003, с. 117-156

 

Агнаева Е.М.: Возможности использования техники «фотография будущего» в практике психологической помощи безработным

Возникновение безработицы как нового для России социального явления делает актуальной задачу разработки методических средств оказания психологической поддержки людям, потерявшим работу.

В качестве возможного способа оказания  психологической помощи в рамках психокоррекционной групповой работы с безработными нами предлагается упражнение «фотография будущего».

 «Фотография будущего» - вариант базовой психодраматической  техники «репетиция будущего» /Yblonsky,L., 1954/, связанной с универсалией времени.

Психодраматическая техника «обмен ролями»

Обмен ролями соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, когда ребенок вживается в роль другого, чью роль он играет, и пытается взглянуть на себя со стороны. Тем самым любой обмен ролями оз­начает также и отражение, только протагонист здесь не просто смотрит на себя со стороны, но, кроме того, игра­ет и старается прочувствовать роль своего визави, анта­гониста.

Психодраматическая техника «зеркало»

Техника «зеркало» соответствует той фазе детского развития, которую Морено иногда называет также «ста­дией познания "Ты"» и которая возникает в конце стадии вселенской реальности. Ребенок выделяет себя среди лю­дей и предметов своего окружения и вырабатывает пред­ставление о самом себе. Этот поворотный пункт в разви­тии особенно хорошо можно пронаблюдать на детях, ког­да они начинают удивляться своему отражению в зеркале. Сначала ребенок принимает свое отражение в зеркале за другого маленького ребенка и считает его таким же реаль­ным, как себя самого.

Психодраматическая техника «дублирование»

Техника «дублирование» и ее радикальное воздейст­вие вытекают из тех условий, в которых совершаются первые два шага ролевого развития на самой ранней ста­дии жизни ребенка. Как уже говорилось, в этот период ребенок пока еще не воспринимает мать в качестве «Ты», не воспринимает ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты» и в котором ребенок ощущает тождество с окружающим миром, он воспринимает мать как часть или продолже­ние себя самого (93).